Сегодня в рубрике “Развивайся с Megalove”, консультант по отношениям, Вероника, знакомит нас с книгой Билла Лейна – “Одержимость. Переворот в сфере коммуникаций GE”.

Одержимость или Переворот в сфере коммуникаций GE

Как свидетельствует название, это книга о General Electric. Хотя на самом деле это не так. Она о Джеке Уэлче — который целых 20 лет возглавлял GE и открыл в стареющей забюрократизированной корпорации второе дыхание.

Уэлч — прямо-таки хрестоматийный пример американского бизнесмена старой закалки. Это вам не улыбчивый Тони Шей из «Zappos» и не рептилоид Цукерберг с батальоном пиарщиков. Джек Уэлч — крикливый, грубый и жесткий как вторая поправка к Конституции США.

Автор книги «Одержимость» Билл Лейн долгое время работал спичрайтером Уэлча и рассказывает о своем боссе с долей восторга. Но надо сказать, картинка получается не самая приятная. Джек Уэлч — авторитарный менеджер, который очень любил показывать всем вокруг «у кого больше», орать на сотрудников и унижать их, а также доносить друг на друга.

Из положительных моментов, которые «нейтронный Джек» привнес в работу GE — новый подход к коммуникации с другими компаниями и обществом. В General Electric отказались от длинных пространных меморандумов «ни о чём», а внутренние конференции превратились в настоящую школу ораторского мастерства для менеджеров. Джек Уэлч вычитывал все отчёты, к которым был причастен и мог устроить спичрайтерам взбучку за любую мелочь, включая неудачно выбранное слово. Той же щепетильности он требовал от всех руководителей департаментов и компаний, входивших в General Electric. При согласовании доклада Джек мог начать «воевать за каждую запятую», он любил сопротивление от своих подчиненных. Однажды он даже свернул печать двух миллионов отчетов просто потому что ранее одобренный текст вдруг начал казаться ему бессвязным.

Все серьезные мероприятия, проводившиеся корпорацией, превратились в оркестр, где каждый менеджер играл ту партию, которую ему указывал Уэлч. Причём сам Джек мог без труда подменить практически любого выступавшего. Таким образом конференции и доклады с участием представителей GE производили на слушателей неизгладимое впечатление.

Параллельно с реформой коммуникационной политики, Джек вносил в жизнь корпорации и другие изменения, о которых автор книги упоминает косвенно. Например, Уэлч был тем руководителем, который провёл самые масштабные чистки персонала в истории GE.

Ближе к концу книги Билл Лейн пишет, что привел все свидетельства несносного характера Джека не для того, чтобы показать насколько ужасный тот человек, а, чтобы наглядно проиллюстрировать — нельзя стремиться к успеху в бизнесе, будучи равнодушным к компании и людям вокруг. Только страсть, доходящая до одержимости, может дать результат.

А теперь, когда мы закончили с содержательной частью книги, приведу несколько тезисов Лейна, которые показались мне полезными:

Требуйте честности — только это спасет вас, если ваша организация превратилась в бюрократическую машину;
Делайте свои презентации максимально наглядными — до прихода в GE автор работал спичрайтером в министерстве обороны США. В его воспоминаниях военное ведомство 70-80-х годов это застой, тёплая газировка в жестяных банках и катастрофическая нехватка людей, способных чётко формулировать свои мысли. Занимаясь подготовкой докладов, с которыми генералы выступали перед министрами и сенаторами Билл научился выбрасывать из презентаций всю шелуху и концентрироваться на самом важном. Это умение здорово пригодилось ему в дальнейшей профессиональной карьере;
Один яркий и страшный пример сделает для вашего выступления больше чем сотни страниц банального текста. Обязательно рассказывайте аудитории истории.
Если презентацию готовит команда, но выступать собираетесь вы и вам не нравится, что каждый тянет одеяло на себя — не позволяйте навязывать себе чужое видение. Потому что делать презентацию будете вы и в случае чего неудача будет ассоциироваться не с коллективом, а именно с вами;
Ваше выступление должно обещать людям пользу. В начале потратьте 1 минуту, чтобы рассказать о вашем успехе, а потом 8, чтобы объяснить, что и как вы сделали;
Готовясь к выступлению всегда спрашивайте себя: «а будет ли моя презентация интересной слушателям? Почему людям обязательно нужно услышать то, что я расскажу? Можно ли как-то сократить доклад без потери смысла? (наверняка можно)»
Никогда не нанимайте спичрайтера только на основании его резюме. Дайте ему задание прямо в офисе написать текст для реальных людей, чтобы посмотреть, как он справится в стрессовых условиях. Это же правило годиться и для других профессий;
Идеальная презентация — та после которой у слушателей остаётся чувство «Вау… но маловато»;
Не выступайте сразу после того как закончите презентацию. Возьмите пару дней, чтобы хорошенько запомнить её и проникнуться сутью подготовленного материала;
Репетируйте любую речь. Желательно перед живыми людьми — например, друзьями или родственниками.

 

Вероника,
Консультант Megalove
megalove.com.ua
Заполнить анкету